Процесс адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения зависит от того, как у него формируются определённые знания, умения и навыки, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться к социальному окружению.
Сделать более комфортным процесс адаптации ребёнка поможет правильно организованная игровая деятельность и окружающая обстановка.
Почему мы обратились к технологии развивающих игр В.В. Воскобовича?
- Материал доступный, ребёнок получает от процесса игры удовольствие;
-Знакомство с пособиями способствует развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации;
- Включая детей в игровое пространство через пособия В.В. Воскобовича, развиваем не только эмоционально – волевую сферу ребёнка, но и его интеллектуальные способности.
Игры Воскобовича В.В – это прекрасная развивающая сенсорная среда для детей раннего возраста, в которой ребёнок получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями, помогает выработать навыки быстрого переключения внимания, развить зрительное восприятие. Благодаря безопасности и яркости этих пособий, ребёнок увлекается игрой и погружается в этот процесс практически самостоятельно.
Манипулируя с предметами через игру, происходит математическое развитие детей раннего возраста. Математическое развитие детей в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития, т.е. представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов – некоторых особенностей форм, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве.
Мы можем разделить взаимодействие детей с пособиями условно на три этапа.
Первый этап относится к самому началу посещения ребёнка детского сада. Когда он еще только «вливается» в дошкольную среду и начинает исследовать новые условия. В этот период он знакомится с персонажами и играми в свободном доступе. Мы предлагаем поиграть с пчелкой Жужей, которая затем приглашает ребёнка в волшебный мир игр. Там дети знакомятся с «Корабликом Плюх – Плюх», «Логоформочками», «Чудо – Крестиками» и т.д.
Педагог показывает детям, что в играх есть детали разного цвета. Все они выкладываются и вкладываются обратно в свои домики. Здесь важно не ставить цель научить чему-то малыша, нужно лишь показать ему игры и их функционал, называя игры своими названиями.
Ко второму этапу мы относим не только знакомство детей с играми и их частями, но и предлагаем поиграть в простые игры. Это начало развития произвольной памяти, которая в дошкольном возрасте становится предшественником благоприятного обучения в школе ребёнка. После не сложных манипуляций, дети могут собирать все больше и больше частей и выстраивать различные узоры.
На третьем этапе появляется совместный деятельностный сюжет, или какой - то замысел. Мы вместе можем решать уже не сложные задачи, и с помощью игр продолжать развивать творческое мышление у детей.
Дети уже знают, что на кораблике «Плюх – плюх» можно поворачивать флажки в разные стороны, снимать их и снова одевать на мачты. Поэтому мы уже можем оказаться в открытом плаванье, и когда подует ветер, поинтересоваться у детей, что же произошло с флажками. Вариант уже не один, их несколько и у каждого он свой. Все это помогает понять детям, что вариантов решения задач множество. И в стране волшебных игр можно придумывать и выдумывать очень много, что помогает проявлять детям и непосредственность и желание двигаться дальше.
Можно сделать следующие выводы, что включение развивающих игр Воскобовича В.В., делает процесс адаптации детей к детскому саду менее длительным и менее напряженным. Качественно меняется желание посещать детский сад с негативного на положительное, снижается психосоматические реакции детей на адаптационные процессы.